Китай, бывший последние двадцать локомотивом мирового роста, начинает всё сильнее замедляться. Судя по последним данным, китайское экономическое чудо близко к завершению, и, более того, страна стоит на пороге необходимости серьёзной трансформации экономики.
Рост экономики Китая продолжает замедляться. Реальный ВВП по итогам прошлого года увеличился на 6,6% (минимум с 1990 г.), а рост за 2017 г. был пересмотрен с 6,9 до 6,8%. Даже такие темпы превосходят среднемировые более чем вдвое, но в экономике Китая не всё так гладко, как может показаться при поверхностном взгляде на ВВП.
Проблема китайской статистики
Китайская экономическая статистика имеет несколько особенностей, которые заставляют относиться к ней не так как к западной. Самые большие отличия касаются такого популярного экономического индикатора как Валовый внутренний продукт. В Китае ожидаемые темпы роста ВВП на следующий период обсуждаются на уровне центрального и региональных правительств и являются больше ориентиром для руководства провинции, от выполнения которого зависят её отношения с центром, чем результирующим показателем. Поэтому региональные правительства заинтересованы как стимулировать неэффективную деятельность, приводящую к росту ВВП, так и просто приписывать себе повышенные темпы роста.
Наиболее ярко такая особенность проявляется в сравнении официальных данных по национальному и региональному ВВП. За последние двадцать лет расхождения между номинальным ВВП КНР и совокупным ВРП всех его провинций колебались в пределах ±3%. Например, в 2017 г. рост национального ВВП составил 10,9%, совокупного регионального — 8,6%. В частности, ВРП Внутренней Монголии упал на 11%, и это, скорее всего, отражает то, что центральные власти заставили провинцию ликвидировать приписки к ВВП прошлых лет.
Таким образом, при расчёте национального ВВП Китая статистики пытаются нивелировать искажения региональных показателей, но база для расчётов всё равно получается слишком ненадёжной. По оценкам экспертов реальная величина ВВП КНР может быть на 12% ниже официально заявленного1.
Поэтому к китайской статистике следует относится с осторожностью; дело даже не в том, что она не точно отражает действительность, просто в КНР статистика используется для других целей, и особенно это относится к ВВП.
При сравнении ВВП и потребления электроэнергии, которую часто используют как более адекватный инструмент оценки экономики, явных диссонансов не замечено. До 2015 г. потребление энергии замедлялось заметно сильнее, чем ВВП, но затем ситуация исправилась — или статистики подправили цифры, или экономика Китая стала менее энергоэффективной.